Реализация областного творческого проекта

09.12.2020
В течение двух лет педагогический коллектив Дошкольного цента развития ребёнка № 3 г. Витебска успешно работает над реализацией областного творческого проекта «Развитие физических и волевых качеств в процессе использования элементов спортивных игр с детьми 5-7 лет». В настоящее время участники проекта приступили к заключительному этапу его реализации.

С сентября 2018 года педагогический коллектив Дошкольного цента развития ребёнка № 3   г. Витебска успешно работает над реализацией областного творческого проекта «Развитие физических и волевых качеств в процессе использования элементов спортивных игр с детьми 5-7 лет».

Все участники проекта хорошо осознают его актуальность. Развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости) ускоряет и качественно изменяет процесс формирования всех систем организма. А развитие волевых качеств позволяет воспитанникам приобрести умение нести ответственность за свои действия, добиваться результата, пересиливая себя, не отступая от цели. Для успешного школьного обучения детям 5-7 лет необходимо своевременно приобрести эти качества.

В связи с реализацией областного творческого проекта спортивный зал, игровые площадки, групповые помещения учреждения дошкольного образования оснащены необходимым оборудованием. Приобретены мячи баскетбольные, футбольные, клюшки, шайбы в достаточном количестве. Имеются футбольные ворота, баскетбольные стойки.

Высокий профессиональный уровень руководителей физического воспитания Гореньковой С.И., Григорович О.С. позволяет успешно, креативно реализовывать цели и задачи проекта. У них налажено эффективное взаимодействие с педагогом-психологом, и воспитателями дошкольного образования, работающими с детьми 5-6 лет.

В ходе работы по реализации задач творческого проекта был разработан календарный план специально организованной деятельности по образовательной области «Физическая культура» с использованием элементов спортивных игр на учебный год, а также сценарии спортивных праздников и развлечений. В соответствии с планом ведётся системная результативная работа в виде: занятий в зале и на спортивной площадке, тренировочных упражнений, бесед, дидактических игр, дней здоровья, физкультурных развлечений и праздников.

За прошедший учебный год была разработана и используется в работе единая для руководителей физического воспитания и воспитателей дошкольного образования старших групп картотека подвижных игр с элементами баскетбола, футбола, хоккея. Игры систематизированы в соответствии с элементом освоения техники игры: умение передачи мяча, умение ведения мяча, шайбы, умение бросать мяч в кольцо, удар по воротам, техника передвижения.

Проведённая работа позволила нам раскрыть специфику обучения детей элементам спортивных игр, которая заключается, прежде всего, в овладении детьми специальными техническими умениями действия с мячом. При обучении игре в баскетбол, футбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки: передача и ведение мяча разными способами, способы броска мяча в кольцо, техника передвижения.   В ходе работы обеспечивалось постепенное усложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращения с мячом.                                                   

             

Разработан детальный поэтапный план освоения каждого из изучаемых элементов баскетбола и футбола: первоначальное обучение действиям; углубленное разучивание действий; совершенствование и закрепление навыков. Исходя из принципа «от простого к сложному» на первом этапе у воспитанников формируется интерес к спортивным играм, общее представление о них. Формируется смысловое и зрительное представление об элементах спортивных игр. На втором этапе в подвижных играх, игровых упражнениях непосредственно отрабатываются элементы техники изучаемого вида спортивных игр. Изученное закрепляется во время прогулки, в самостоятельной двигательной деятельности. Углубленно изучаются элементы спортивных игр, устраняются мелкие ошибки, формируется полноценное двигательное умение. На третьем этапе обучения двигательное умение переводится в навык, доходит до автоматизма. Происходит совершенствование элементов спортивных игр в соревновательной деятельности, обеспечивается возможность вариативного использования элементов спортивных игр.

Можно отметить широкое применение игрового метода участниками проекта. Первоначально использовались подвижные игры, в которых  каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением. В дальнейшем применялись игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка действующего независимо от своих партнеров. Очевидно, что такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата.

После овладения воспитанниками основными элементами изучаемого действия приступали к его углубленному разучиванию. На данном этапе обучения отрабатывали точность выполнения движений с мячом, исправляли имеющиеся ошибки, формируя правильное ощущение навыка в целом. Здесь эффективным оказалось применение упражнений с элементами соревнования, направленных на точность выполнения движений. Они создавали особый динамический и эмоциональный фон, который стимулировал максимальное проявление физических и волевых качеств каждого воспитанника, способствующий быстрому и правильному выполнению движений с мячом. Особенно важно, что элементы соревнования помогают избежать однообразной работы над техникой действия. В ходе работы пришло понимание, что в начале обучения соревнование ведется на точность выполнении движений между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами. После этого возможно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точности, но и быстроты выполнения движений.

Таким образом, поэтапное обучение дошкольников элементам спортивных игр позволило систематически их использовать в процессе занятий по физическому воспитанию. При этом систематичность способствовала развитию физических качеств, совершенствованию техники выполнения основных элементов спортивных игр и формированию произвольности поведения. Это создавало определенный запас резервных возможностей организма и являлось необходимым условием адаптации к воздействиям внешней среды. Основной акцент делался на развитие тех двигательных способностей, которые в период дошкольного детства имеют ускоренные темпы развития – это координационные, скоростные, скоростно-силовые способности и выносливость.  В процессе работы участники творческого проекта убедились, что включать в содержание занятий по физической культуре элементов спортивных игр необходимо не фрагментарно,  для закрепления навыка «школы мяча», а систематически для обеспечения значительного развивающего воздействия физической культуры на воспитанников.

Результаты проведённой диагностики показали, что слаженная системная работа участников творческого проекта даёт результат: наблюдается значительная положительная динамика в развитии физических и волевых качеств воспитанников 5-7 лет. Подтвердилось предположение, что системное использование элементов спортивных игр является эффективным средством развития физических и волевых качеств воспитанников 5-7 лет.

На заседании педагогического совета от 31.08.2020 г. был рассмотрен и одобрен календарный план заключительного этапа областного творческого проекта (сентябрь 2020-май 2021).

Основная цель заключительного этапа это анализ и обобщение полученных результатов, оценка работы, определение перспективы дальнейшей деятельности по развитию физических и волевых качеств в процессе использования элементов спортивных игр с детьми 5-7 лет.