Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования
"Дошкольный центр развития ребёнка №3 г. Витебска"
С 19 по 25 февраля 2024 года в рамках "Недели нулевого травматизма" в учреждении дошкольного образования были проведены целенаправленные профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также обучение поведению в условиях ЧС, аварий, оказанию первой медицинской помощи. На информационных стендах, официальном сайте учреждения были размещены материалы по безопасности жизнедеятельности.
21 февраля в учреждении дошкольного образования состоялось тематическое собрание трудового коллектива "Безопасный труд – право каждого человека!", на котором с сотрудниками (с педагогическими работниками и техническим персоналом) была проведена беседа об обеспечении соблюдения общественной безопасности и дисциплины, профилактике производственного и детского травматизма, по предупреждению пожаров. Было также осуществлено обучение использованию средств пожаротушения и оказанию первой медицинской помощи.
Основание возникновения юридической ответственности за нарушения законодательства о труде – совершение юридическим или физическим лицом противоправного, виновного деяния.
Дисциплинарная ответственность
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: • замечание; • выговор; • увольнение с работы (ст.198 ТК).
За однократное грубое нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников, работник может быть уволен по инициативе нанимателя в соответствии с п.9 ст.42 ТК. Кроме того, к работнику могут применяться полное или частичное лишение премий, перенос отпуска на другое время и другие меры воздействия, которые не относятся к мерам дисциплинарного взыскания и могут применяться одновременно с привлечением его к тому или иному виду ответственности. За причинение в результате нарушений требований по охране труда имущественного ущерба нанимателю работник независимо от привлечения его к дисциплинарной или уголовной ответственности может быть привлечен к материальной ответственности в соответствии со ст.400-409 ТК.
Административная ответственность
Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушение требований по охране труда установлена ст.9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем обязательных для соблюдения требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе в технических и локальных нормативных правовых актах, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частью 2 ст.9.17 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 40 БВ (часть 1 ст.9.17 КоАП). К наиболее частым нарушениям требований по охране труда можно отнести: - нарушение нормативных требований по обучению, инструктажу, проверке знаний по охране труда; - неинформирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, непроведение обучения работников безопасным приемам труда, нарушение установленного порядка при проведении инструктажа и стажировки со вновь принимаемыми работниками, отсутствие программы вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, перечня профессий рабочих, работа по которым требует прохождения проверки знаний по охране труда; - отсутствие разработанных инструкций по охране труда по видам работ и профессиям;
- непрохождение руководителями организаций обучения по охране труда и проверки знаний по охране труда; - отсутствие программ инструктажей по охране труда (вводного, первичного); - ненадлежащее ведение журналов по охране труда; - отсутствие или фактическое бездействие комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда; - допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда, стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) после первичного инструктажа; - отсутствие положений ЛПА о распределении обязанностей, прав и ответственности должностных лиц в области охраны труда; - необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и обувью и т. д. В части 2 ст.9.17 КоАП предусматривается специальная ответственность для должностных и иных уполномоченных лиц нанимателя: • за допуск работника к выполнению работ без прохождения предварительного, периодического или предсменного медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, токсических или других одурманивающих веществ, в случаях, когда прохождение таких осмотров (освидетельствования) обязательно; • за неотстранение работника от работы, если известно, что он находится в таком состоянии. Размер штрафа за такие нарушения составит от 8 до 45 БВ. Ответственными должностными лицами нанимателя за соблюдение законодательства об охране труда являются прежде всего руководитель (его заместители), руководитель структурного подразделения (его заместители), уполномоченными лицами - работники, которым предоставлено право принимать решения, вытекающие из отношений по охране труда (мастер, начальник участка, специалист или иной работник). Ответственность по ст.9.17 КоАП может наступить в случае, если медицинский осмотр либо освидетельствование обязательны. Наниматель должен проводить предварительные медосмотры следующих категорий работников: • занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть первая ст.228 ТК, часть первая ст.27 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 No 356-З «Об охране труда»); • лиц моложе 18 лет, если иное не установлено ТК (ст.275 ТК); • соискателей на должности (профессии), предусматривающие факторы и работы, указанные в Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (химические факторы, биологические факторы, работа с аэрозолями, с источниками излучений, производственные шумы, подъем грузов, верхолазные работы и т. д.).
Помимо предварительного медицинского осмотра законодательством для некоторых категорий работников предусмотрен обязательный предварительный наркологический осмотр. Например, для бухгалтеров, кассиров, педагогов-психологов, машинистов, слесарей-сантехников и других профессий, указанных в перечне категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу, утвержденном постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.08.2005 № 23/243/104. Деяния, предусмотренные частями 1 и 2 ст.9.17 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, - влекут наложение штрафа в размере от 15 до 50 базовых величин (часть 3 ст.9.17 КоАП).
Составление протоколов
Юридические и физические лица, допустившие нарушения законодательства о труде и об охране труда, привлекаются к административной ответственности, как правило, по результатам выборочных и внеплановых проверок. Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательными актами, входит в компетенцию Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент государственной инспекции труда) (подп.7.18 п.7 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 No 959). Поводом к началу административного процесса может стать в том числе заявление физического лица. При этом проведение внеплановой проверки по обращению физического лица не является обязательным условием для привлечения к административной ответственности.
Службы, оказывающие социальную, наркологическую и психологическую помощь в г. Витебске
Витебское областное управление фонда социальной защиты населения |
г.Витебск, ул.Правды, д.46 |
тел.619015, 654200 |
Комитет по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома |
г.Витебск, ул.Правды, д.32А |
тел.682209 |
Управление по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкома |
г.Витебск, ул.Б.Хмельницкого, д.10 |
тел.362502, 362562 |
Управление социальной защиты администрации Первомайского района г.Витебска |
г.Витебск, ул.1-я Пролетарская, д.14 |
тел.643378, 643391, 643394 |
Управление социальной защиты администрации Октябрьского района г.Витебска |
г.Витебск, ул.Смоленская, д.9 |
тел.649996, 649799, 649897 |
Управление социальной защиты администрации Железнодорожного района г.Витебска |
г.Витебск, ул.Космонавтов, д.3А |
тел.605733, 605212 |
Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии |
г.Витебск, ул.Коммунистическая, д.6 |
регистратура тел.614580, анонимная регистратура тел.614576 |
Согласно решению Комиссии по чрезвычайны ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь (протокол от 29.09.2021 № 33/21пр) 21 сентября проводятся мероприятия по обучению трудовых коллективов (населения) безопасной эвакуации при пожаре и в условиях иных чрезвычайных и нештатных ситуаций, оказанию первой помощи в рамках Единого дня безопасности.
Наличие надежной системы охраны труда, функционирующей при активном участии правительств, работодателей, работников, органов здравоохранения и всех заинтересованных сторон на национальном уровне и на уровне предприятий, играет важнейшую роль в сохранении нормальных условий труда и обеспечении безопасности и здоровья работников.
Социальный диалог не только способствует выработке более эффективной политики и стратегии в области охраны труда, но и вносит решающий вклад в укрепление ответственности и заинтересованности сторон, содействуя тем самым оперативной и более эффективной реализации принятых решений. Позитивная культура охраны труда на рабочих местах означает, что как администрация, так и работники дорожат безопасной и здоровой производственной средой и прилагают усилия к ее обеспечению. Позитивная культура охраны труда строится на вовлеченности, означающей активное участие всех сторон в постоянном укреплении охраны труда. Там, где обеспечена высокая культура охраны труда, работники не стесняются выражать озабоченность возможными угрозами для своей безопасности и здоровья или производственными рисками, а администрация проявляет инициативу в плане совместного с работниками поиска обоснованных, эффективных и надежных решений возникающих проблем. Необходимое для этого условие – открытый обмен информацией и диалог, построенный на доверии и взаимном уважении. Мы по-прежнему живем в условиях мирового кризиса в сфере здравоохранения и сталкиваемся с угрозами для безопасности и здоровья людей в сфере труда – и значит, должны продолжать усилия, направленные на формирование высокой культуры безопасности и гигиены труда на всех уровнях.