Охрана труда

Неделя нулевого травматизма

С 19 по 25 февраля 2024 года в рамках "Недели нулевого травматизма" в учреждении дошкольного образования были проведены целенаправленные профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также обучение поведению в условиях ЧС, аварий, оказанию первой медицинской помощи. На информационных стендах, официальном сайте учреждения были размещены материалы по безопасности жизнедеятельности.

21 февраля в учреждении дошкольного образования состоялось тематическое собрание трудового коллектива "Безопасный труд – право каждого человека!", на котором с сотрудниками (с педагогическими работниками и техническим персоналом) была проведена беседа об обеспечении соблюдения общественной безопасности и дисциплины, профилактике производственного и детского травматизма, по предупреждению пожаров. Было также осуществлено обучение  использованию средств пожаротушения и оказанию первой медицинской помощи.

 

свернуть

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (ст.465 Трудового кодекса Республики Беларусь).
развернуть

Основание возникновения юридической ответственности за нарушения законодательства о труде – совершение юридическим или физическим лицом противоправного, виновного деяния.

Дисциплинарная ответственность

За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: • замечание; • выговор; • увольнение с работы (ст.198 ТК).

За однократное грубое нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников, работник может быть уволен по инициативе нанимателя в соответствии с п.9 ст.42 ТК. Кроме того, к работнику могут применяться полное или частичное лишение премий, перенос отпуска на другое время и другие меры воздействия, которые не относятся к мерам дисциплинарного взыскания и могут применяться одновременно с привлечением его к тому или иному виду ответственности. За причинение в результате нарушений требований по охране труда имущественного ущерба нанимателю работник независимо от привлечения его к дисциплинарной или уголовной ответственности может быть привлечен к материальной ответственности в соответствии со ст.400-409 ТК.

Административная ответственность

Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушение требований по охране труда установлена ст.9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем обязательных для соблюдения требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе в технических и локальных нормативных правовых актах, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частью 2 ст.9.17 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 40 БВ (часть 1 ст.9.17 КоАП). К наиболее частым нарушениям требований по охране труда можно отнести:  - нарушение нормативных требований по обучению, инструктажу, проверке знаний по охране труда; - неинформирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, непроведение обучения работников безопасным приемам труда, нарушение установленного порядка при проведении инструктажа и стажировки со вновь принимаемыми работниками, отсутствие программы вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, перечня профессий рабочих, работа по которым требует прохождения проверки знаний по охране труда; - отсутствие разработанных инструкций по охране труда по видам работ и профессиям;

- непрохождение руководителями организаций обучения по охране труда и проверки знаний по охране труда; - отсутствие программ инструктажей по охране труда (вводного, первичного); - ненадлежащее ведение журналов по охране труда; - отсутствие или фактическое бездействие комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда; - допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда, стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) после первичного инструктажа; - отсутствие положений ЛПА о распределении обязанностей, прав и ответственности должностных лиц в области охраны труда; - необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и обувью и т. д. В части 2 ст.9.17 КоАП предусматривается специальная ответственность для должностных и иных уполномоченных лиц нанимателя: • за допуск работника к выполнению работ без прохождения предварительного, периодического или предсменного медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, токсических или других одурманивающих веществ, в случаях, когда прохождение таких осмотров (освидетельствования) обязательно; • за неотстранение работника от работы, если известно, что он находится в таком состоянии. Размер штрафа за такие нарушения составит от 8 до 45 БВ. Ответственными должностными лицами нанимателя за соблюдение законодательства об охране труда являются прежде всего руководитель (его заместители), руководитель структурного подразделения (его заместители), уполномоченными лицами - работники, которым предоставлено право принимать решения, вытекающие из отношений по охране труда (мастер, начальник участка, специалист или иной работник). Ответственность по ст.9.17 КоАП может наступить в случае, если медицинский осмотр либо освидетельствование обязательны. Наниматель должен проводить предварительные медосмотры следующих категорий работников: • занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть первая ст.228 ТК, часть первая ст.27 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 No 356-З «Об охране труда»); • лиц моложе 18 лет, если иное не установлено ТК (ст.275 ТК); • соискателей на должности (профессии), предусматривающие факторы и работы, указанные в Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (химические факторы, биологические факторы, работа с аэрозолями, с источниками излучений, производственные шумы, подъем грузов, верхолазные работы и т. д.).

Помимо предварительного медицинского осмотра законодательством для некоторых категорий работников предусмотрен обязательный предварительный наркологический осмотр. Например, для бухгалтеров, кассиров, педагогов-психологов, машинистов, слесарей-сантехников и других профессий, указанных в перечне категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу, утвержденном постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.08.2005 № 23/243/104. Деяния, предусмотренные частями 1 и 2 ст.9.17 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, - влекут наложение штрафа в размере от 15 до 50 базовых величин (часть 3 ст.9.17 КоАП).

Составление протоколов

Юридические и физические лица, допустившие нарушения законодательства о труде и об охране труда, привлекаются к административной ответственности, как правило, по результатам выборочных и внеплановых проверок. Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательными актами, входит в компетенцию Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент государственной инспекции труда) (подп.7.18 п.7 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 No 959). Поводом к началу административного процесса может стать в том числе заявление физического лица. При этом проведение внеплановой проверки по обращению физического лица не является обязательным условием для привлечения к административной ответственности.

свернуть

Службы, оказывающие социальную, наркологическую и психологическую помощь в г. Витебске

Службы, оказывающие социальную, наркологическую и психологическую помощь в г. Витебске

Витебское  областное управление фонда социальной защиты населения

г.Витебск,

ул.Правды, д.46

тел.619015, 654200

Комитет по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома

г.Витебск,

ул.Правды, д.32А

тел.682209

Управление по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкома

г.Витебск,

ул.Б.Хмельницкого, д.10

тел.362502, 362562

Управление социальной защиты администрации Первомайского района г.Витебска

г.Витебск,

ул.1-я Пролетарская, д.14

тел.643378, 643391, 643394

Управление социальной защиты администрации Октябрьского района г.Витебска

г.Витебск,

ул.Смоленская, д.9

тел.649996, 649799, 649897

Управление социальной защиты администрации Железнодорожного района г.Витебска

г.Витебск,

ул.Космонавтов, д.3А

тел.605733, 605212

Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии

г.Витебск, ул.Коммунистическая, д.6

регистратура тел.614580, анонимная регистратура

тел.614576

 

свернуть

21 СЕНТЯБРЯ - ЕДИНЫЙ ДЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ

В четверг четвёртой недели сентября проводится Единый день безопасности.
развернуть

Согласно решению Комиссии по чрезвычайны ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь (протокол от 29.09.2021 № 33/21пр) 21 сентября проводятся мероприятия по обучению трудовых коллективов (населения) безопасной эвакуации при пожаре и в условиях иных чрезвычайных и нештатных ситуаций, оказанию первой помощи в рамках Единого дня безопасности.

свернуть

28 апреля - Всемирный день охраны труда

Наличие надежной системы охраны труда, функционирующей при активном участии правительств, работодателей, работников, органов здравоохранения и всех заинтересованных сторон на национальном уровне и на уровне предприятий, играет важнейшую роль в сохранении нормальных условий труда и обеспечении безопасности и здоровья работников.

Социальный диалог не только способствует выработке более эффективной политики и стратегии в области охраны труда, но и вносит решающий вклад в укрепление ответственности и заинтересованности сторон, содействуя тем самым оперативной и более эффективной реализации принятых решений. Позитивная культура охраны труда на рабочих местах означает, что как администрация, так и работники дорожат безопасной и здоровой производственной средой и прилагают усилия к ее обеспечению. Позитивная культура охраны труда строится на вовлеченности, означающей активное участие всех сторон в постоянном укреплении охраны труда. Там, где обеспечена высокая культура охраны труда, работники не стесняются выражать озабоченность возможными угрозами для своей безопасности и здоровья или производственными рисками, а администрация проявляет инициативу в плане совместного с работниками поиска обоснованных, эффективных и надежных решений возникающих проблем. Необходимое для этого условие – открытый обмен информацией и диалог, построенный на доверии и взаимном уважении. Мы по-прежнему живем в условиях мирового кризиса в сфере здравоохранения и сталкиваемся с угрозами для безопасности и здоровья людей в сфере труда – и значит, должны продолжать усилия, направленные на формирование высокой культуры безопасности и гигиены труда на всех уровнях.

свернуть