Советы учителя-дефектолога

ДО ШКОЛЫ ТРИ МЕСЯЦА...

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка (да и его родителей тоже). Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать и перерабатывать полученную информацию.

Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: речь, мышление, память, внимание, восприятие. И прежде всего желание учиться (мотивационная готовность).

         Так что же необходимо знать и уметь будущему первокласснику?

  • Свою фамилию, имя и отчество (уметь дифференцировать эти понятия)
  • Свой возраст
  • Домашний адрес
  • Страну и город, в котором живет
  • Фамилию, имя и отчество родителей, их профессию
  • Времена года
  • Обобщающие понятия: домашние и дикие животные, транспорт, овощи, фрукты, одежда, обувь и т.д
  • Различать и правильно называть основные геометрические фигуры
  • Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право-лево, верх-низ и т.д.)
  • Различать гласные и согласные звуки
  • Придумывать слова на заданный звук
  • Разделять слова на слоги, определять количество и последовательность звуков в слове
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ или сказку, придумать рассказ по картинке
  • Уметь владеть карандашом (аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов)
  • Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать ( 30-35 мин)

      «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А.Венгер, А.Л.Венгер.

свернуть

РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ИГРЫ В КРУГУ СЕМЬИ

Уважаемые родители! Очень важно стимулировать речевую активность, выразительность речи и расширять словарный запас ребёнка. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с малышом, в творческих играх. Наши дети уже могут самостоятельно рассказать о событиях собственной жизни, причём делают это очень выразительно. Попробуйте предложить своему ребёнку следующие творческие задания…

«Давай расскажем сказку»

Попробуйте рассказать с ребенком знакомые сказки по очереди. Например, Взрослый начинает фразу «Жили-были дед…», а ребёнок её заканчивает «…да баба»; взрослый: «И была у них…», ребёнок: «...курочка Ряба» и так далее.

«Говорим по-разному»

Прочитайте один и тот же детский стих сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи ребёнка может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с ребёнком смотреть интересный мультфильм, а на самом интересном захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое Вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать Вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить Вашего рассказчика!

«Волшебная цепочка»

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «снег», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше, кто-то из членов семьи отвечает, например, «снеговик». Следующий игрок, услышав слово «снеговик», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «Снегурочка». Что может получиться? Снег - снеговик - Снегурочка - Дед мороз - Новый год - подарки и так далее.

«Весёлый мячики»

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

«Кто что умеет делать»

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и так далее).

С помощью самых простых игр дома можно увеличить словарный запас ребенка, сделать его речь выразительной и понятной для окружающих людей. Наладить с ребенком доверительные дружеские отношения, и хорошо провести время в обществе своих любимых детей!

 

свернуть

Автоматизация поставленных звуков

Участие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – неотъемлемая часть сложного формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребенок. Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что повторяя изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд дефектолога, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество дефектолога, ребенка и их родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но и способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребенок стремится к общению со своими близкими. Планируя занятия дома, помните, что:

  1. Занятия должны быть систематическими, так как у ребенка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемо действия; в противном случае автоматизация звука может затянутся на длительное время:
  2. Правильно выбирайте время для занятий – ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него еще до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему.
  3. Старайтесь закончить игру до того, как ребенок об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может быть от 10 до 20-25 минут.
  4. Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно, если испытывает какие-то трудности, избегайте фраз «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь неправильно», лучшие варианты – «Послушай еще раз», «Давай подумаем вместе».
  5. Главные помощники в общении с ребенком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит, вы не сумели объяснить, чего вы хотите. Инструкция должна быть четкой, короткой, содержать понятные ребенку слова. Желательно показать ребенку, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!»
  6. Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, а усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребенок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы предоставите ему выбор, например, «Яблоко – это фрукт или овощ?»
  7. Введение поставленных звуков самостоятельную речь ребенка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы, главное – это формирование речевого самоконтроля ребенка за соей речью!

Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков, главное – не быстрота, а правильность проговаривания звуков. Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь.

свернуть

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в коррекции произношения звуков. Цель артикуляционной гимнастики: выработать полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов для формирования правильного произношения звуков речи и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

свернуть

Развиваем мелкую моторику

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Поэтому, при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. В развитие моторики вам помогут игрушки с кнопками или пианино. Нажимание клавиш идеально для мелкой моторики. Тут подойдут и игра в кубики, и складывание пирамидки, и детские конструкторы, и даже игры в машинки. Есть отличное упражнение для малышей. Насыпьте в большую тарелку или блюдо горох или фасоль. Затем спрячьте в глубине какой-нибудь интересный ему предмет. Теперь попросите ребенка отыскать его в блюде. Малыш должен найти его, перебирая пальцами горошинки. Но в этой игре за малышом нужен присмотр во избежание попадания мелких горошинок в дыхательные пути!

Несколько интересных ребенку занятий для развития моторики:

-Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую. Обязательно играйте с мозайкой, пазлами.

-Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.

-Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.

-Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

-Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

-Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

-Лепите вместе из пластилина.

-Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

-Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых - круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.

-Моторику развивают и другие простые и привычные занятия - заплетание косичек, расчесывание кукол.

-На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

-Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

-Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка.

свернуть
поделиться в: