Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования
"Дошкольный центр развития ребёнка №3 г. Витебска"
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка (да и его родителей тоже). Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать и перерабатывать полученную информацию.
Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: речь, мышление, память, внимание, восприятие. И прежде всего желание учиться (мотивационная готовность).
Так что же необходимо знать и уметь будущему первокласснику?
«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А.Венгер, А.Л.Венгер.
Уважаемые родители! Очень важно стимулировать речевую активность, выразительность речи и расширять словарный запас ребёнка. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с малышом, в творческих играх. Наши дети уже могут самостоятельно рассказать о событиях собственной жизни, причём делают это очень выразительно. Попробуйте предложить своему ребёнку следующие творческие задания…
«Давай расскажем сказку»
Попробуйте рассказать с ребенком знакомые сказки по очереди. Например, Взрослый начинает фразу «Жили-были дед…», а ребёнок её заканчивает «…да баба»; взрослый: «И была у них…», ребёнок: «...курочка Ряба» и так далее.
«Говорим по-разному»
Прочитайте один и тот же детский стих сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи ребёнка может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с ребёнком смотреть интересный мультфильм, а на самом интересном захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое Вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать Вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить Вашего рассказчика!
«Волшебная цепочка»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «снег», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше, кто-то из членов семьи отвечает, например, «снеговик». Следующий игрок, услышав слово «снеговик», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «Снегурочка». Что может получиться? Снег - снеговик - Снегурочка - Дед мороз - Новый год - подарки и так далее.
«Весёлый мячики»
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
«Кто что умеет делать»
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и так далее).
С помощью самых простых игр дома можно увеличить словарный запас ребенка, сделать его речь выразительной и понятной для окружающих людей. Наладить с ребенком доверительные дружеские отношения, и хорошо провести время в обществе своих любимых детей!
Участие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – неотъемлемая часть сложного формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребенок. Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что повторяя изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд дефектолога, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество дефектолога, ребенка и их родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но и способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребенок стремится к общению со своими близкими. Планируя занятия дома, помните, что:
Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков, главное – не быстрота, а правильность проговаривания звуков. Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в коррекции произношения звуков. Цель артикуляционной гимнастики: выработать полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов для формирования правильного произношения звуков речи и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Поэтому, при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. В развитие моторики вам помогут игрушки с кнопками или пианино. Нажимание клавиш идеально для мелкой моторики. Тут подойдут и игра в кубики, и складывание пирамидки, и детские конструкторы, и даже игры в машинки. Есть отличное упражнение для малышей. Насыпьте в большую тарелку или блюдо горох или фасоль. Затем спрячьте в глубине какой-нибудь интересный ему предмет. Теперь попросите ребенка отыскать его в блюде. Малыш должен найти его, перебирая пальцами горошинки. Но в этой игре за малышом нужен присмотр во избежание попадания мелких горошинок в дыхательные пути!
Несколько интересных ребенку занятий для развития моторики:
-Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую. Обязательно играйте с мозайкой, пазлами.
-Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.
-Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.
-Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
-Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
-Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
-Лепите вместе из пластилина.
-Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
-Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых - круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.
-Моторику развивают и другие простые и привычные занятия - заплетание косичек, расчесывание кукол.
-На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
-Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
-Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка.