Советы психолога

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

28.02.2022

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое наносит вред ребенку. 

Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут расти должным образом, и часто испытывают трудности в общении со сверстниками. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих. Часто бывают тревожны и агрессивны. Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина. Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого отношения к себе. Ответственность взрослых защитить ребенка, попавшего в подобную ситуацию. Если вы знаете или подозреваете, о жестоком обращении с детьми и безнадзорности, вы можете помочь им.

Виды жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми означает причинение ребенку физических или моральных страданий. Оно может включать в себя физическое, эмоциональное или сексуальное насилие. Пренебрежение означает не давать или не делать того, в чем нуждается ребенок.

Физическое насилие над ребенком заметить проще всего. Оно включает в себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий. Как правило, на теле ребенка можно увидеть следы побоев, синяки, кровоподтеки и порезы, переломы и другие следы на теле ребенка, которым так же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей.

Эмоциональное насилие проявляется в совершении взрослыми таких поступков, которые заставляют ребенка чувствовать себя ненужным, нелюбимым, в опасности. Такое поведение взрослых может варьироваться от криков и угроз до игнорирования ребенка и лишения его любви и заботы. Подобные действия не оставляют следов на теле ребенка, но могут быть не менее опасными для состояния ребенка.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Сексуальное насилие представляет собой любой сексуальный контакт между взрослым и ребенком или между детьми старшего и младшего возраста. Показ ребенку порнографии также является одним из видов сексуального насилия.

Пренебрежение – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Проблема детской безнадзорности стоит так же остро как насилие и является даже более распространенным явление.

К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

 Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования;

- негативные семейные традиции;

- нежелательный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

Многие родители, которые применяют, насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

  • физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
  • дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
  • когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
  • жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие - порождает насилие! Ребенок, выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

- Объяснением. Кратко объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.

- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

В заключении хочется привести разработанные психологами

4 заповеди мудрого родителя:

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает, и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
  2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»
  4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

 Помните, что ребёнок – это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Если вы видите, жестокое обращение или пренебрежение по отношению к ребенку обязательно сообщите об этом. Ваше равнодушие может стоить ребенку жизни.

 

 

свернуть

Куда пойти отдохнуть в выходные с семьёй

15.10.2021
Витебск - большой красивый город. Где же можно провести весело и с пользой выходные всей семьёй? Мы вам поможем!
развернуть

Экскурсии

Даже коренным жителям Витебска есть что посмотреть в собственном городе, а уж гостям — тем более. Мы подскажем некоторые места, где будет интересно детям.

Начнем прямо с вокзала. На станции «Витебск» расположен паровоз-памятник. К нему можно подойти достаточно близко и все как следует разглядеть. Для малышей, которые еще ни разу не катались на поезде — это вообще супер!

Смотровая площадка Духовского круглика

Выставочный зал «Духовской круглик»

г. Витебск, пр. Фрунзе, 13а/1

+375 (212) 35-81-39

Духовской круглик — место необычное. Кроме выставок на тему истории города и Славянского базара здесь интересно даже просто походить по залам. Малышам понравится подниматься по крутой винтовой лестнице, а на последнем этаже можно посмотреть в окошко — полюбоваться красотами Витебска современного и старыми кварталами.

Стеклянный купол дает возможность понаблюдать за облаками. В общем — стоит сходить с детьми.

Рядом с башней Круглика находится любимая детьми и взрослыми скульптура «Бродячий музыкант», ее еще называют «Уличный клоун». Клоун-добряк и пританцовывающий рядом с ним пудель рады каждому, кто захочет с ними сфотографироваться или опустить денежку в кошелек.

Место это мистическое — неспроста некоторые элементы скульптуры натерты до блеска. Считается, что если дотронуться до гармошки клоуна, хорошее настроение на весь день вам обеспечено. «На удачу» нужно обязательно поздороваться за лапку с собачкой. Если подержаться за кошелек и потрогать монетки, вам повезет в финансовых делах. А нос клоуна? До него тоже не забудьте дотронуться — любовь и симпатия со стороны противоположного пола гарантированы. Бывает забавно наблюдать со стороны, как прохожие здороваются и обнимаются с бронзовым героем и его четвероногим спутником.

 В теплое время года можно отправиться с детьми к фонтану «Слияние трех рек». Находится он на улице Ленина возле городской Ратуши.

Бронзовые девушки символизируют три реки: Западную Двину, Витьбу и Лучесу. Когда-то на этом месте был костел.

Сразу за фонтаном находится парк имени Фрунзе. Здесь можно укрыться от летнего зноя и прекрасно погулять с коляской или велосипедом. Для детей — самое то.

Парк имени Фрунзе

г. Витебск, парк им. Фрунзе

Ежедневно

Улицы Витебска таят в себе много «изюма», стоит только повнимательнее приглядеться и заглянуть во дворики, которые вы раньше обходили стороной. Витебск не зря называют городом контрастов.

Во дворике Медуниверситета (пр. Фрунзе) притаился фонтан богини Гиреи (богиня медицины). Посетить его лучше вечером, когда включается подсветка.

Еще один «медицинский» фонтан найдут те, кто добредут по пр. Фрунзе до здания больницы Скорой помощи.

Не менее завораживающее зрелище ждет тех, кто окажется на площади Победы, когда стемнеет. Возможно в ближайшем будущем этот фонтан станет музыкальным (планируется).  В планах также Колесо обозрения на площади. 

Тут же и знаменитые Три штыка, которые тоже невозможно обойти стороной. Какой ребенок устоит перед соблазном окунуть руки-ноги в один из двух огромных бассейнов?!

Неподалеку — Аллея воинской славы с экспозицией боевой техники и аттракционами для детей. Стоит посетить!

В Витебске много мостов. Гуляя с ребенком, можно запланировать увлекательное путешествие по каждому из них, составить карту «находилок», покормить водоплавающих птиц и др.

Непременно покатайтесь с детьми на катамаранах и прогулочном теплоходе.

Прогулка на теплоходе

Лодочная станция на Витьбе  — отличное место для отдыха с детьми. Тут можно покататься на лодках и катамаранах, погонять на роликах или велосипеде, покормить вечно голодных уток и даже порыбачить.

Устав от городской суеты, хочется тишины и покоя. В Витебске есть место, где можно перенестись в мир грез, погонять солнечных зайчиков в листве и насладиться единением с природой — ботанический сад. Он слегка «одичал» без должного ухода, но, тем не менее, посетить его с малышами можно.

Витебский ботанический сад

г. Витебск, ул. Коммунистическая, 15

+375 (212) 36- 02-26 Пн. – Вс.: с 8:00 до 20:00

Музеи

Ратуша — визитная карточка города. Здесь проходят постоянные и сменные выставки — в любое время года есть что посмотреть с детьми.

Витебский областной краеведческий музей

г. Витебск, ул. Ленина, 36

+375 (212) 36-47-12 +375 (212) 36-05-87 Вт. – Вс.: с 10:00 до 18:00

Пн.: выходной

ratusha-vit.by

 

Непременно поднимитесь на смотровую площадку Ратуши — вид дивной красоты.

Смотровая площадка (Ратуша)

Витебский областной краеведческий музей

г. Витебск, ул. Ленина, 36

+375 (212) 36-47-12 +375 (212) 36-05-87

В Музей трамвая можно попасть по предварительной записи в будние дни.

Музей истории витебского трамвая

г. Витебск, ул. 5-я Фрунзе, 7

+375 (212) 68-73-34 (приемная) +375 (212) 68-73-40 (диспетчер) vttu.by/main.jsp?tag=museum

 

Имя Марка Шагала с особым трепетом произносят в Витебске. Если вы хотите узнать подробности о судьбе и творчестве художника, запланируйте посещение дома или арт-центра Шагала в Витебске.

Арт-центр Марка Шагала

г. Витебск, ул. Путна, 2 (Советская, 25)

+375 (212) 48-55-68 с 11:00 до 18:30

Выходные дни:

с 1 октября по 1 апреля - понедельник, вторник

с 1 апреля по 1 октября - понедельник

chagal-vitebsk.com

Музей Марка Шагала

г. Витебск, ул. Покровская, 11

+375 (212) 36-34-68 с 11:00 до 18:30

Выходные дни:

с 1 октября по 1 апреля - понедельник, вторник

с 1 апреля по 1 октября - понедельник

chagal-vitebsk.com

 

Памятник «Витебская мелодия на французской скрипке» особенно нравится детям. Находится он во дворе дома Шагала.

Зоопарк

По поводу содержания животных в зоопарке можно услышать разные мнения, но очевидно одно — городским детям очень не хватает общения с природой. Тем более, не у каждого есть домашние животные.

Контактные зоопарки — это новый формат содержания животных в неволе. Здесь нет закрытых вольеров с запрещающими табличками. Животных можно кормить специальным кормом и брать на руки. Малыши в контактном зоопарке могут познакомиться с теми, кого видели на картинках в детских книжках: енотами, белочками, козами, ежами и др. Все животные регулярно проходят ветконтроль и их поведение не представляет угрозы. «Страна ЕнотиЯ» — это сеть контактных зоопарков, которые уже зарекомендовали себя как уютные и интересные места отдыха для детей. Звери ухожены, персонал приветливый, всегда можно получить консультацию и ответы на все «почему». 

В контактном зоопарке «Страна ЕнотиЯ» часто проводятся мастер-классы, есть игровая зона, работают фотограф и аквагример, поэтому заглянуть сюда вам наверняка захочется, и не один раз.

Контактный зоопарк «Страна Енотия»

г. Витебск, ул. Генерала Белобородова,3; ТДЦ Беларусь 3 эт., 401 павильон

+375 (212) 62-06-89 Пн.–Вс.: с 10:00 до 22:00

vk.com/club113507198

Городской зоопарк также с радостью встретит посетителей, хотя контраст содержания животных здесь очевиден. Обещанный переезд в Билево откладывается до лучших времен, а пока животным приходится довольствоваться тем, что есть.

Витебский зоопарк

г. Витебск, ул. Я. Купалы, 17

круглогодично

Пн. – Вс.: с 10:00 до 20:00 (в весенне-летний период)

zoovit.jimdo.com

Развлекательные центры

В центре семейного отдыха «Океан» найдут себе занятие по душе и дети, и взрослые. Ежедневно с 10:00 до 20:00 вас ждут игровые аттракционы и лабиринты: детская игровая зона с крутящимися каруселями, зона лабиринта с запутанными перелазами, 2 батута, бассейны с шарами, горки, пневматические пушки и др. Веселые аниматоры помогут организовать детский праздник.

Центр семейного отдыха «Океан»

г. Витебск, пр. Победы, 15 (ТРЦ "МЕГА")

+375 (212) 60-75-57 Пн.-Пт.: с 10:00 до 20:00

vk.com/vitebsk_ocean

Фишкой детского развлекательного центра «Boom» является железная дорога. На звон колокольчика сбегаются все малыши. 

Есть увлекательные игры для разного возраста, комната для проведения праздников, различные анимационные программы.

Детский развлекательный центр «Boom!»

г. Витебск, ул. Генерала Белобородова,

3 павильон 450, этаж 3

+375 (33) 399-99-03 Пн.-ВС.: с 10:00 до 20:00

vk.com/vitebsk_boom

 

У развлекательного центра «Джунгли зовут» тоже немало завсегдатаев.

Парк развлечений «Джунгли зовут»

г. Витебск, пр. Московский, 86

+375 (212) 48-79-04 Вт. – Вс.: с 10:00 до 21:00

Пн.: выходной

Театр

Кукольный театр в Витебске — культовое место для местных жителей. Ежедневно, кроме понедельника, театр дарит зрителям море позитива, на многие спектакли хочется приходить снова и снова. 

Белорусский театр «ЛЯЛЬКА»

г. Витебск, ул. Пушкина, 2

+375 (212) 66-90-77 (касса) +375 (212) 62-50-51 (администратор) Вт. - Пт.: с 10:00 до 17:00

Сб. - Вс.: с 10:00 до 13:00

Пн: выходной

lialka.by

Актуальную афишу всех спектаклей вы всегда можете посмотреть.

Детские кафе

Как правило, прогулка с детьми по городу прерывается на перекус. В Витебске довольно много уютным мест, где можно посидеть с детьми и накормить их «нормальной» едой. Мы не поленились и собрали для вас небольшую подборку, которая поможет сориентироваться на местности, в какой бы части города не застал вас голод. 

Активный отдых

Недалеко от города, на реке Лучоса, расположена база отдыха «Лесной берег». Ее стоит посетить с детьми: там и веревочный городок, и пейнтбол, и лазертаг. Можно снять на семью уютный домик или расположиться с палаткой в живописном месте у реки. Предусмотрены также беседки с освещением и розетками для комфортного отдыха, мангалы.

Если надумаете заглянуть надолго, сможете порыбачить, поиграть в волейбол или футбол, пострелять в тире, посетить зоопарк, попариться в баньке. Есть возможность организовать на базе детский праздник.

База отдыха «Лесной берег»

г. Витебск, Зуи

+375 (29) 248-58-68 +375 (29) 515-82-82 +375 (29) 236-82-82 +375 (33) 307-39-34 +375 (29) 115-30-08 kolos-club.by

 

В Мазурино можно взять напрокат спортивный инвентарь или приехать со своим. Ролики, скейтборды, велосипеды, дартс — что желаете? Можно и на лошадках покататься.

Парк имени Советской Армии (Мазурино)

г. Витебск, ул. Мазуринская, 1

+375 (212) 56- 23-75 Ежедневно

 

Витебск — удивительный город. У него особая атмосфера: творчество в буквальном смысле витает в воздухе. Тем, кто еще не бывал здесь, предстоит многое узнать и увидеть. Тем, кто здесь живет, стоит почаще заглядывать в укромные уголки родного города, подпитываясь его энергетикой и раскрывая новые тайны.

свернуть

Положительный семейный отдых: что это и как его организовать.

30.09.2021
Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье.
развернуть

 Совместных отдых играет важную роль в воспитании детей. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируются семейные ценности.

Виды совместного отдыха родителей и детей:

  1. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, собирание пазлов.
  2. Совместная творческая деятельность: рисование, лепка, оформление квартиры к празднику, оформление открытки для поздравления родственников, изготовление различных поделок.
  3. Совместная трудовая деятельность: посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.
  4. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, занятия на стадионе, лыжные семейные прогулки.
  5. Совместные подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Игры – прекрасный источник информации о личности ребенка. В игре можно увидеть, насколько последовательно ребенок идет к цели, боится или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей. Совместная деятельность родителей и детей может осуществляться с помощью игры-труда, подвижных игр-состязаний, игр-театрализаций (разыгрывание литературных сюжетов). Главная задача взрослых в этой игре – поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное.

Прекрасным средством для укрепления семьи и воспитания подрастающего поколения, является семейный туризмСемейный туризм дает уникальную возможность в реальности познакомить детей с природой, научить их любить и беречь ее, поучаствовать самостоятельно в решении многих задач (развести костер, собрать дрова, поставить палатку). Достичь общей цели с родителями, важно для ребенка любого возраста, он становится уверенней, организованней, ответственней. Отдыхая всей семьей, вы станете лучшими друзьями для своих детей. Подобный активный отдых помогает пробудить в родителях и детях дух коллективизма, развить выносливость, выдержку, настойчивость. В походе юные туристы учатся отличать съедобные грибы от несъедобных, получают возможность создать красивые поделки из дерева, изучать лекарственные растения.

Отдых в деревне не лишен своих особенных прелестей. Красота окружающей природы, чистота воздуха, насыщенного благоуханиями разнотравья, позволяют отдохнуть и физически, и морально. Давно известно, что одной из главных составляющих счастья человека является его близость к природе. Можно замечательно провести выходные дни в городе - просто погулять по парку держась за руки, покататься на различных аттракционах, посетить музей или выставку, сходить в лес.

Как совместить приятное с полезным? Сейчас такая возможность существует. В последнее время заметно увлечение различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей. Привычной картиной становятся семьи, в полном составе занимающиеся бегом, вело прогулками, плаванием.

Главное - надо воспитывать хорошие привычки культурного отдыха и помнить при этом, что они утрачиваются легче, чем приобретаются. Привычки положительного досуга остаются надолго, если становятся традицией.

Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаём им самое вкусное, одеваем во всё самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но вот своё личное время мы отдаём им неохотнее всего остального, Из средств материального семейного бюджета мы больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей и т. д. А если посмотреть на затраты свободного времени детей, то окажется, что наши дети испытывают значительный дефицит родительского общения.

Рекомендации родителям:

  • Больше внимания уделяйте общению с детьми;
  • Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительном;
  • Вместе с детьми отдыхайте на природе. Ходите летом в лес. Организовывайте семейные пикники;
  • Устраивайте семейные чтения, обсуждения прочитанных книг, творческие вечера; личным примером приучайте детей к чтению художественной и научно-популярной литературы;
  • Организовывайте семейные выезды в город, с целью посещения театров, музеев, выставок и др.

Уважаемые родители! Ваша дружба с детьми – признак благополучной семьи.

Приятного Вам отдыха!

 

 

свернуть

Основные законы, регулирующие права ребенка и защиту его интересов.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье:

Статья 65.  Права и обязанности семьи

Семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.

За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 66.  Семья как естественная среда ребенка

Семья является естественной средой ребенка. Воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством.

Особой поддержкой, вниманием и заботой пользуются многодетные семьи, семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Статья 66-1. Защита прав и законных интересов детей

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, опекунами, попечителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, или злоупотреблении своими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет - и в суд.

Родители, опекуны, попечители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы. 

Статья 67.  Ненадлежащие воспитание и содержание детей

Родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Кодекс  об административных правонарушениях Республики Беларусь

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1.Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2.То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

Уголовный Кодекс Республики Беларусь

Статья 159. Оставление в опасности

1.Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2.Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.        3.Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

 

свернуть

Что такое социальное сиротство?

10.08.2021

Что же такое социальное сиротство? В настоящее время в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). С детьми-сиротами, кажется, все понятно. Это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. А вот социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нем. В таких случаях заботу о детях берут на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав. Таким образом, социальное сиротство - это социальное явление, обусловленное наличием детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их возможности удовлетворять насущные потребности. Это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей. Таким образом, наличествует неблагополучная семья - семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы. 

Первая группа - семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи, а также семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи). 

Вторая группа - семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Это внешне респектабельные семьи, однако, в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается и на воспитании детей. 

Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации, и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.

Они часто оказываются неспособны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.

Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.

Один специалист, вне зависимости от его квалификации в своей области, не может осуществить выполнение всего комплекса диагностических и реабилитационных мероприятий, необходимых для помощи детям, пострадавшим от насилия. Для осуществления этих мероприятий необходима междисциплинарная команда специалистов, придерживающаяся единого подхода в работе. Она может работать в организациях разного профиля и ведомственной принадлежности, но должна включать в себя представителей следующих специальностей: педиатра, психиатра, психологов, социальных работников, педагогов и юриста.

Первостепенными задачами такой команды специалистов являются обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения.

 

свернуть

Чем заменить наказание?

23.04.2021
Памятка для родителей
развернуть

-  Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

-   Объяснением. Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.

- Отвлечением. Постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.

-    Неторопливостью. Подождите, пока проступок повторится.

Помните, что существуют бесчисленные альтернативы телесному наказанию, например:

- лишение развлечения,

- отстранение от какой-либо деятельности,

- естественные последствия: «насорил – убери», «забрызгал – вытри»,

- лишение доверия («не могу тебе доверить, так как ты…») и др.

А ещё не забывайте, что очень действенным методом воспитания является поощрение. Это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Вот несколько несложных правил, усвоив которые, вы сможете избежать многих ошибок.

  1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  2. Поощряйте ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребёнка, его поведению, но не его личности. Внимая бесконечным восклицаниям «Какой замечательный ребёнок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.
  4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  5. Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его их принимать. Учите ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  6. Для поощрения ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты, дружественные шаржи и т. п.
  7. Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  8. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность ребенка деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребёнок знает, что вслед за действием последует оплата, то его активность превратится в «зарабатывание денег».
  9. Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком, и вами.
  10. Если в вашей семье несколько детей, следите, чтобы поощрение одного ребёнка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды.
  11. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…». Ребёнок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! А раны, унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Научиться слышать и слушать ЧЕЛОВЕКА, хотя совсем еще маленького, уважать его хрупкий внутренний мир. Ведь его будущее во многом зависит от вас, будет он успешным и счастливым во взрослой жизни или нет, сможет ли добиваться поставленных целей и строить успешную карьеру или ему это будет не по силам. Удастся ли ему создать счастливую полноценную семью или он, повторяя своих родителей, будет воспитывать своих детей методами насилия и жестокого обращения.

Дети, выросшие в атмосфере тепла и поддержки, воспроизведут эту атмосферу в своих собственных семьях. А создать такую атмосферу в семье могут только взрослые!

 

свернуть

Нормативные правовые документы

Ссылки на нормативные правовые документы, регулирующие вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
развернуть

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»  http://mir.pravo.by/library/edu/ychitel/corokzanaytiy/zakon/

 

Кодекс Республики Беларусь об образовании

http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243

 

Кодекс о браке и семье Республики Беларусь

https://belzakon.net/Кодексы/Кодекс_о_Браке_и_Семье_РБ

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь "О признании детей находящимися в социально опасном положении" от 15.01.2019 № 22

https://drive.google.com/file/d/1NEwTt6U4iZtXE-Zj-cYrYRBWE_JTHxN_/view

 

Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 г. № 18

О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях

http://www.pravo.by/pdf/2006-198/2006-198%28004-014%29.pdf

 

 

свернуть

Усидчивость с детства

20.12.2019

Часто родители недооценивают волевые возможности своих детей, не доверяют их силам, стремятся опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, при родителях становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Капризы, упрямство, ревность, эгоизм, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях. И помогут в этом, конечно, игры. Может эти игры и простые, но умение контролировать себя начинается с самого малого. Для детей контроль над двигательными и речевыми импульсами вовсе не покажется простым, а польза – огромная.

«Жмурки со звоночком»

Цель игры: учить детей справляться с импульсивными действиями. Игра способствует развитию слухового восприятия, помогает выработать быстроту и ловкость движений.

Для игры вам потребуется колокольчик и шарф или платок, чтобы завязывать глаза.

Рекомендуемый возраст – от 4,5 лет

В игре одновременно могут участвовать только двое игроков.

Важно, чтобы было достаточно пространства для того, чтобы игроки могли свободно двигаться, но не настолько большим, чтобы дать далеко уйти.

Одному из игроков завязывают глаза, а второму вручают колокольчик. После этого оба игрока входят в игровое поле (при этом игроку с завязанными глазами помогают), и игра начинается. Правило - тот, кого ловят должен постоянно звонить в колокольчик, чтоб противник смог ориентироваться на звук. Порой это бывает не легко, особенно в те моменты, когда игрок с завязанными глазами проходит совсем близко к игроку с колокольчиком: последнему так и хочется зажать язычок колокольчика пальцем, чтобы заставить его замолчать. Однако это единственное, что в игре строго воспрещается, и игрок должен прилагать не малые усилия воли к тому, чтобы заставить себя звонить. После того как, игрок с колокольчиком будет пойман, играющие поменяются ролями.

«Молчанка»

Цель игры: учить детей самоконтролю: приучать их действовать по определенному правилу в течение длительного времени.

Рекомендуемый возраст детей – от 4,5 лет.

Для начала все участники игры становятся в кружок и произносят считалочку:

Мы набрали в рот воды

И сказали всем: «Замри!»

Зубы не показывать,

Сказки не рассказывать,

А смеяться можно,

Только осторожно.

Раз-два-три-

Замри!

В этой считалочке излагаются все условия игры: играющий не имеет право разговаривать, смеяться и показывать зубы (хотя улыбаться можно). Эти условия вступают в силу после того, как будет произнесено последнее слово стиха. После этого игроки мгновенно замолкают и зорко следят друг за другом, стараясь поймать других игроков на той или иной оплошности. Они имеют право смешить друг друга с помощью мимики и забавных жестов. Вот тогда-то самые смешливые из игроков наверняка не выдержат. Те, кто не смог выполнить все условия, выходят из игры.

«Секретики»

Цель игры: развивать внимание, способствуя его концентрации посредством волевых усилий, а также улучшать речевое восприятие.

Рекомендуемый возраст детей – 5-7 лет.

В «Секретики» лучше всего играть либо отдельно с каждым ребенком, либо небольшими группами (максимум 5 человек). Ведущий объясняет детям, что сейчас будет называть друг за другом самые разные слова

Все слова дети могут повторять за ведущим, кроме, например, названий деревьев, которые и являются «секретиком». А так как это секретик, то вместо того, чтобы повторять название дерева, дети должны будут хлопнуть в ладоши. После этого игра начинается. Ведущий говорит, например, «чашка» (дети повторяют слово), телефон  (дети повторяют слово), «клен» (хлопок), яблоко (дети повторяют слово),  береза (хлопок) и так далее. После того как игра закончиться ведущий называет самого внимательного игрока, который до самого конца игры хорошо контролировал свои действия.

Например, можно предложить повторять за вами любые слова, кроме тех, которые начинаются на букву «К», или имена мальчиков, или числа – вариантов множество.

 

 

 

свернуть

10 заповедей для родителей

14.01.2020
Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

 

свернуть

Воспитание воли

05.02.2020

 

Почему так важно развивать волю, становиться ясно, стоит лишь задуматься над тем, как часто она нам требуется и как часто ее не хватает. Правильно и своевременно развитые волевые качества ребенка – это и есть дисциплина на уроках, собранность, усидчивость, умение преодолевать трудности. Именно взрослым приходится настраивать ребенка на то, что он порой не желает делать. Именно нам, взрослым, приходиться делать замечания ребенку по поводу непорядка в комнате, плохого поведения.

В чем лежит корень этих проблем? Помимо всего остального, именно в недостатке развития волевых качеств ребенка. Между тем качества эти можно развивать уже в относительно раннем возрасте с помощью простых и занимательных игр.

Игры эти учат детей действовать по команде (фактически вся учебная деятельность в школе будет основана именно на этом), подавлять импульсы, но вместе с тем воспитывают самостоятельность, учат преодолевать робость. Вот некоторые из таких игр. В них можно играть родителям с детьми во дворе, собрав вокруг себя игроков-детей.

«Мыльные пузыри»

Цель игры: учить детей проявлять волевые усилия (в данной игре дети учатся сохранять серьезность, несмотря на обстоятельства). Игра развивает чувство юмора, актерское мастерство и дает положительные эмоции.

Рекомендуемый возраст детей – от 2лет.

В «Мыльные пузыри» играют попарно. Оба игрока пары должны одновременно надуть щеки, изображая пузыри. Задача каждого игрока – это, с одной стороны, попытаться рассмешить своего соперника, а с другой стороны – самому сохранить серьезность, несмотря на все провокации своего оппонента. Проигравшим считается тот игрок, который рассмеялся первым: считается, что его «пузырь» лопнул.

В арсенале каждого из игроков масса средств для того, чтобы рассмешить противника: можно строить самые невероятные рожицы, можно жестикулировать. Но касаться щек противника запрещено.

«Море волнуется»

Цель игры: учить детей волевым усилиям контролировать свои действия. Игра позволяет подвигаться, способствует развитию координации движении.

Рекомендуемый возраст детей – 5 лет.

Эта знакомая многим с детства игра, она воспитывает и развлекает. Играть в нее можно как в помещении, так и на площадке. Ведущий становится лицом к игрокам, которые стоят на расстоянии нескольких шагов от него, и произносит следующие слова:

Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура на месте замри!

Пока ведущий говорит слова, игроки двигаются, изображая руками «волны». При слове «замри» игроки должны остановиться и замереть в том положении, в каком их застало это слово. После этого ведущий должен понаблюдать за игроками некоторое время. Игрок, который улыбнулся или пошевелился, выходит из игры или, по предварительной договоренности, сам становиться ведущим. Играть можно до тех пор, пока не надоест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть