Советы дефектолога

Автоматизация поставленных звуков

25.11.2020

Участие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – неотъемлемая часть сложного формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребенок. Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что повторяя изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд дефектолога, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество дефектолога, ребенка и их родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но и способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребенок стремится к общению со своими близкими. Планируя занятия дома, помните, что:

  1. Занятия должны быть систематическими, так как у ребенка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемо действия; в противном случае автоматизация звука может затянутся на длительное время:
  2. Правильно выбирайте время для занятий – ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него еще до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему.
  3. Старайтесь закончить игру до того, как ребенок об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может быть от 10 до 20-25 минут.
  4. Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно, если испытывает какие-то трудности, избегайте фраз «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь неправильно», лучшие варианты – «Послушай еще раз», «Давай подумаем вместе».
  5. Главные помощники в общении с ребенком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит, вы не сумели объяснить, чего вы хотите. Инструкция должна быть четкой, короткой, содержать понятные ребенку слова. Желательно показать ребенку, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!»
  6. Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, а усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребенок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы предоставите ему выбор, например, «Яблоко – это фрукт или овощ?»
  7. Введение поставленных звуков самостоятельную речь ребенка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы, главное – это формирование речевого самоконтроля ребенка за соей речью!

 

Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков, главное – не быстрота, а правильность проговаривания звуков. Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь.

 

свернуть