Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования
"Дошкольный центр развития ребёнка №3 г. Витебска"
Вот и пришло время отдавать вашего ребёнка в школу. Но готов ли малыш к новому периоду своей жизни? Это можно легко проверить, ведь существуют критерии психологической готовности ребёнка к школе. Наша статья поможет родителям понять, стоит ли отдавать ребёнка в школу сейчас или может целесообразней подождать ещё год.
С радостью и трепетом школьные годы вспоминают далеко не все. У многих в школе возникали проблемы с учёбой и взаимодействием с коллективом. Корень сложностей в большинстве случаев нужно искать ещё в дошкольном возрасте. Родители, как правило, отдают ребёнка в школу, как только тому исполняется шесть или семь лет, но при этом не обращают абсолютно никакого внимания на развитие малыша. В итоге оказывается, что ребёнку тяжело учиться, он не может найти общий язык со сверстниками, не слушает учителей. Не спешите сокрушаться «какой непослушный ребёнок», ведь не всегда виноват маленький школьник. Часто в такой ситуации виноваты сами родители, которые спешат записать своё чадо в школу, чтобы быть как все. При этом они не замечают (или не хотят замечать), что ребёнок просто не готов к школе, у него пока ещё не сформировались важные компоненты, необходимые для обучения.
Будьте внимательными родителями, ориентируйтесь на индивидуальные особенности своего ребёнка, и тогда он полюбит школу и будет успешен в учёбе.
Психологическая готовность к школе
Существуют определённые критерии, по которым осуществляется определение психологической готовности ребёнка к школе. Дошкольник может продемонстрировать готовность только по одному критерию, это значит, что над остальными придётся работать дома. Самой важной, пожалуй, является социально психологическая готовность к школе, которая заключается в наличии у ребёнка учебной мотивации. То есть, дошкольник должен выражать интерес к знаниям, хотеть примерить на себя новый статус – ученика. Ребёнок готов к школе, если у него есть соответствующая социальная позиция: он умеет взаимодействовать в коллективе, слушать старшего и выполнять его требования, контролировать собственное поведение.
Психологическая готовность включает в себя и готовность интеллектуальную. У ребёнка в возрасте шести – семи лет должно быть хорошо развито словесно-логическое, абстрактное, образное мышление. О готовности к обучению говорит то, что ребёнок легко устанавливает логические связи, понимает инструкции и следует им. Также важна речевая подготовка и хотя бы минимальные знания из различных областей (математическая и пространственно-географическая подготовка).
Психофизическая готовность также является ключевым фактором при приёме ребёнка в школу. Дошкольник должен уверено владеть ручкой, карандашом, ножницами, ориентироваться в пространстве, прочее.
Не расстраивайтесь, если ваш ребёнок уже достиг возраста ученика, но пока не готов к школе по каким-то причинам, записывайте его в учебное заведение, когда психологическая подготовка будет на высоком уровне, а для этого занимайтесь с малышом дома, водите его на подготовительные занятия. Подтянуть знания и выработать умения (при отсутствии отклонений) можно за год, а то и меньше.
Диагностика готовности к школе
Существуют различные методики, по которым осуществляется диагностика психологической готовности шестилетнего – семилетнего ребёнка к школе. Их используют при беседах с будущими первоклассниками в учебных заведениях. Проверить, насколько ваш малыш готов стать учеником можно и в домашних условиях. В этом поможет тест Керна – Иерасека. Суть теста заключается в том, чтобы попросить дошкольника нарисовать фигуру человека, скопировать написанную фразу, срисовать точки в определённом положении. Простая диагностика готовности к обучению помогает определить уровень развития ребёнка, его способность к подражанию, демонстрирует развитие глазомера, а, как известно, аналогичным образом тестируют детей и в школе.
Методики тестирования могут быть разными: к примеру, диагностика мотивационной готовности к школе осуществляется путём опроса ребёнка. У дошкольника спрашивают, хочет ли он в школу, как он будет учиться, прочее. Кроме того, при приёме в школу проверяют общую осведомленность ребёнка: дошкольник должен знать свою фамилию, имя и отчество, знать сведенья о своей семье, определять время суток и время года, прочее. Педагог при беседе с ребёнком проводит обследование смысловой и кратковременной памяти, проверяет уровень развития мышления, словарный запас, связную речь. Многие методы диагностики готовности шестилетнего ребёнка к обучению в школе имеют игровую форму, так как в этом возрасте свои умения дошкольник лучше всего демонстрирует в игре.
Часто бывают случаи, когда ребёнок показывает прекрасные результаты дома, но при этом не может справиться с заданиями при беседе с педагогом. Подготовьте своего малыша к собеседованию в школе: важно, чтобы он был уверен в своих силах и не терялся в стрессовых ситуациях.
Будущим первоклассникам очень любопытно, что же произойдет с ними 1 сентября в школе, как их встретят учителя, какие дети станут одноклассниками? Надеюсь, вы уже рассказали ребенку, что его ждет настоящий праздник, радостная встреча с новым и интересным. Все вокруг будут нарядными, с букетами цветов, будут поздравления и подарки
Но настоящая учеба - это ежедневный труд, и в школе существует много правил, которые надо обязательно выполнять: рано ложиться спать и рано вставать, собирать портфель, быть внимательным на уроках, выполнять задания, уважать учителей и дружить с одноклассниками. Самое главное – поддержать и сохранить состояние радостных ожиданий и надежд, связанных со школой.
ПОМНИТЕ, что ваш ребенок неповторимый – у него свои особенности темперамента, характера, развития. При доброжелательном подходе, взаимодействии с учителем, продуманных подходах к ребенку эти трудности успешно преодолеваются.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ХВАЛИТЕ ребенка за то, что ему хорошо удается. Детей вдохновляет успех, положительная оценка окружающих. Первоклассник, у которого что-то получается, чувствует себя комфортно и спокойно, и это позволяет ему добиваться желаемых результатов. Если вы поможете ребенку приобрести опыт «постижения успеха», признание его пусть небольших, но самостоятельных побед, то возникшее и крепнущее чувство уверенности в себе поможет ему преодолеть любые трудности, страхи и разочарования. Искренне гордитесь своим ребенком
НАЙДИТЕ СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ вашего ребенка. Существует много способов обучения, но для каждого ребенка самыми эффективными являются один или два из них. Стоит вам немного понаблюдать за ребенком, и вы заметите, что он в игре, в занятиях больше ориентируется на определенный орган чувств.
Некоторые дети более склонны воспринимать мир глазами, через зрительные образы. Они видят слово в книге, знак в тетради и запоминают расположение букв как картинку. Когда это слово встретится им снова, они его узнают. Главное для таких детей – видеть.
Другие дети предпочитают воспринимать мир и его многообразие на слух. Чтобы хорошо запомнить информацию, такой ребенок должен ее услышать. Повторите ему вслух таблицу умножения, и можно ожидать, что он ее запомнит намного быстрее, чем увидев на бумаге или доске. Главное для таких детей – слышать.
Некоторым детям необходимо потрогать, почувствовать предметы, ощутить эмоции, чтобы лучше усвоить знания. Им необходимы макеты, образцы, трафареты. Им надо обязательно чувствовать.
Кроме того, есть дети с пространственным видением, которые могут легко разобрать на части и собрать любую вещь. Они получают огромное удовольствие, складывая разрезные картинки и пазлы, вышивают, занимаются оригами, собирают модели кораблей. Эти занятия развивают мелкую моторику и мышление, способствуют выработке навыков чтения, формируют восприятие, умение выделять детали, буквы, организовывать их в слова и, главное, видеть каждую вещь в ее взаимосвязи с другими.
Определив предпочитаемый ребенком способ получения информации, вы сможете эффективнее помочь ему в приготовлении домашних заданий и преодолении трудностей, возникающих при обучении.
Знания, которые современные первоклассники получают в школе, значительно отличаются от тех, что получали в это время вы. Поэтому иногда доверьтесь своему ребенку и предоставьте возможность поучить вас – польза будет взаимной.
Проявляйте интерес не только к домашним заданиям, но и к тем событиям, которые происходят в школе. У вас появится замечательная возможность видеть школу глазами ребенка. Если ребенок почувствует вашу искреннюю заинтересованность, он будет не только доверять вам в вопросах учебы, но и сам попросит совета и помощи.